Кто продвигает идею украинской Кубани в социальных сетях?

Кабардинская аристократия на военной службе в России
25.07.2018
Адыгэ джэгу в Нальчике на пл. Абхазии 22.08.2018
27.08.2018

Материалы, размещаемые на странице сообщества Кубанское казачье сообщество «Вольная Кубань» в соцсети Facebook, свидетельствует о его ярко выраженной антироссийской направленности, допускаются выпады в адрес Президента РФ. Основная масса статей и публикаций посвящены различного рода мифам о национальности казак, причем с определенным контекстом.  Один из таких мифов: Краснодарский край, основанный выходцами из Запорожской Сечи, является исконной территорией Украины. И даже якобы находился под «жовто-блакитным» флагом в годы Гражданской войны.

 

Так, выступая на митинге во Львове 30 июня 2010 г. Лидер УНА-УНСО Юрий Шухевич заявил: — «Украина от Тисы до Кавказа предусматривает, что Украина, в первую очередь, должна вернуть себе Кубань. А каким путем, вы знаете. И не думайте, что на Кубани такое однозначное положение, что там все так верят, что они русские. Это далеко не так. Кубанские казаки знают своё происхождение. И они вернутся к нам. Я имею в виду территорию…».

Летом 2016 года глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебривский заявил, что Украина должна «вернуть» Кубань и Курск, входящие сейчас в состав России. «Рано или поздно мы должны вернуть исконно украинские земли — Курщину, Брянщину, Воронежчину, Ростовщину и Краснодарский край. Это там, где есть украинская сущность, украинская ментальность». В мае 2017 года министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян заявлял, что между Украиной и Россией может быть восстановлено авиасообщение, если российская сторона вернет Кубань, Крым и остальные «захваченные в свое время» Россией украинские территории». Он же в марте 2018 года заявил, что Крымский мост соединит «украинский Крым» с «украинской Кубанью» — «С политической точки зрения я вижу, что это мост, который соединит украинский Крым и украинскую Кубань». (https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5aba6c529a7947a525eeb393).

В контексте кубанского стремления к федерализации и проскальзывающим у местных «автономистов» проукраинских симпатий, можно выделить два важных аспекта. Первый: на Кубани сильно сожаление о том, что в начале девяностых годов край не смог взять столько суверенитета, «сколько бы мог проглотить», и поэтому край не стал прикавказским «Татарстаном». Второй: идея кубанского суверенитета действительно подпитывается украинской составляющей. В годы Гражданской войны среди кубанского казачества существовала партия, которая себя называла чисто по-украински — «самостийники». Члены этой партии, представители казачьей верхушки, добивались полной независимости от России и создания на Кубани независимого государства. С этой целью лидер кубанских самостийников Николай Рябовол (1883−1919) втайне от командующего Добровольческой армией Антона Деникина поочередно заключал сепаратные договора то с оккупировавшими Украину немцами, то с Центральной Радой, то с Петлюрой, то с руководством существовавшей тогда на Северном Кавказе «Горской республики». Высший руководящий орган самостийников носил украинское название — «Краевая Рада». 16 февраля 1918 года Краевая Рада провозгласила Кубань суверенным государством в федерации с Центральной Радой Украины.

Антон Деникин в своих воспоминаниях обвинял самостийников в том, что те, желая сделать Кубань независимой, больше думали о своем личном благосостоянии, чем о казачьих правах, а кубанская независимость была для членов «Краевой Рады» способом увеличить свое личное богатство и добиться признания на международном уровне.

После распада СССР, на волне подъема на Кубани казачьего движения, в регионе начался стихийный процесс героизации «батьки Миколы» Рябовола, который, по словам его апологетов, «положил жизнь за вольный казачий край». Симптоматично, что к апологии Рябовола и скрывавшейся за ней тоске по утраченному кубанскому суверенитету уже к началу девяностых вовсю прикладывали руки доброжелатели с независимой Украины. В девяностых годах в Краснодарском крае стали открываться отделения таких националистических структур как «Конгресс украинских националистов» (КУН) и УНА-УНСО. С течением времени украинские кураторы идеи «кубанской независимости» сменили тактику, сделав ставку на «мягких» националистов. Исследователь геополитических процессов на юге России, доктор исторических наук Эдуард Попов отмечал, что, по данным на 2013 года, на Кубани действовал целый ряд украинских общественных организаций: «Содружество Кубань-Украина», «Общество украинцев Кубани», Кубанский филиал Донецкого отделения «Научного общества имени Тараса Шевченко», «Украинская диаспора. Содружество». По словам Э.Попова — «Организация «Украинская диаспора. Содружество» оказывала юридическую и медицинскую помощь украинским мигрантам на территории Краснодарского края, а также готовила проекты строительства двух домов, школы, библиотеки и церкви для украинцев Кубани и для граждан Украины, приезжающих в Краснодарский край. Тем самым дифференцировались этнические различия украинцев и остальных жителей Кубани». Также накануне «евромайдана» на Кубани много лет издавался «Вестник Товарищества украинской культуры Кубани», главный редактор которого Виктор Чумаченко (скончался 05.12.2017 г.) — единственный кубанец, который является стипендиатом Украинского Свободного университета Мюнхена, созданного при участии Организации украинских националистов (ОУН).

А финансирование и координация работы украинских представительств на Кубани с начала нулевых годов осуществлялось фондом «Украина-3000» во главе с Екатериной Клэр-Чумаченко, женой экс-президента Украины Виктора Ющенко.

В ходе анализа материала по существу проблемы мною предпринята попытка выявить скрытые причины активности вопроса «украинской Кубани», несмотря на негативный характер публикаций и открытое противостояние большинства жителей Краснодарского края к теме. Так, в соцсети Facebook страница «Вольной Кубани нравится 14 772 людям, а подписаны на нее 14775 человек. А в соцсети «Одноклассники» у основного публиканта «Вольной Кубани» А.Дзиковицкого значатся в друзьях 1645 лиц.

В 2015 году Аналитическая группа Северо-Кавказской редакции EADaily попыталась объяснить причины продолжающихся попыток со стороны Украины муссировать тему «украинской Кубани». По мнению авторов обзора — «Мягкие» украинские националисты пропагандировали на Кубани не только и сколько вышиванки и «гарни рiднi пiснi». Стержнем пропаганды были следующие идеи: что кубанские казаки — «козацького роду», а не «москальского», что Кубань по своему историческому статусу заслуживает особого, самостийного пути развития, и этот путь ведет на Украину, а следом — в Европу. Украинским пропагандистам все же удалось разбередить у кубанцев важный нерв — стремление придать своему региону особый статус, который бы поспособствовал защите края от внешних и внутренних врагов. На Кубани с середины 90-х годов с опаской относятся к прибывающим из региона Северного Кавказа, а также испытывают крайнее недовольство действиями ряда представителей армянских и курдских общин кубанского Черноморья, которые превратили краснодарское курортное взморье в феодальные вотчины. И как результат — кубанцы не горели желанием воссоединяться с Украиной, но привносимая с Украины идея кубанского суверенитета легла на благодатную и удобренную почву.

Показательно, что «антикавказская» нотка краснодарского суверенитета широко использовалась первыми лицами края. Главным образом, теперь уже бывшим губернатором Кубани Александром Ткачевым. Фразы Ткачева насчет того, что «фамилии, оканчивающиеся на „-ян“, „-дзе“, „-швили“ „-оглы“» на Кубани «незаконны, так же, как и их носители», а «турки-месхетинцы размножились на Кубани как кролики», вошли уже в историю как пример кубанской политической риторики того периода. Причем, насчет «незаконных фамилий» кубанские власти говорили не в эмоциональном запале, а с холодным расчетом, поскольку хотели таким образом привлечь к себе коренной электорат. Ведь дело было даже не в прибывших в край армянах, азербайджанцах и грузинах, а в том, что на образе чистого от инородцев казачьего края зиждется идея кубанской самостоятельности, которая для многих кубанцев была бальзамом на душевные раны, нанесенные беспределом девяностых годов. За политическим суверенитетом, как следствие, должен идти и экономический.

Соблазн регионального суверенитета до сих пор жив в РФ. По этой причине при А.Ткачеве с трибун громили «понаехавших» кавказцев, однако на действия украинских эмиссаров с явной бандеровской «прошивкой» смотрели сквозь пальцы. До событий 2014 года на Украине эксперименты властей Кубани с идеями «федерации Кубани и Украины» были сугубо властными, «ручными» политтехнологиями. Но после «евромайдана» долго пестуемый в глубокой тайне трикстер «Кубанской республики» вышел наружу, и начал играть не только против официального Краснодара, но и против России (https://eadaily.com/ru/news/2015/12/24/istoki-separatizma-na-kubani-ukrainskiy-nacionalizm-i-primer-tatarstana).

Очередной проект закона о российском казачестве начал разрабатываться в Краснодаре с октября 2017 года. Инициатором выступил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. Текст законопроекта согласовывался созданной по поручению Кондратьева экспертной группой во главе с представителями Кубанского казачьего войска. Один из их числа — местный историк Виталий Бондарь придерживается взгляда на то, что казаки — не служилое сословие, а отличный от русских отдельный народ, со своим этногенезом, историей и культурой. Экспертное сообщество подчеркивает, что признание в России казаков отдельным народом создаст опасный прецедент. Так, социолог Юрий Московский отметил, что «На кубанских православных и патриотических сайтах я часто вижу понятие «геноцид казачества. 24 января каждого года эти ресурсы отмечают как «День геноцида казачества». Геноцид можно осуществлять только по отношению к народу. Есть геноцид евреев, геноцид армян, геноцид американских индейцев, но нет геноцида дворян или мещан, потому что те и другие — сословия». Следует отметить, что в тексте разработанного на Кубани законопроекта прямо не сформулировано, что казаки — это отдельный народ. В пункте 1 статьи 2 документа сказано: «Российское казачество — исторически сложившаяся этнокультурная общность граждан, проживающих на определенных территориях, имеющих самобытную культуру, традиционные хозяйственный уклад и форму одежды». Но эта формулировка семантически совпадает со сталинским определением «нации» как «народа». В своей статье «Марксизм и национальный вопрос» И.Сталин писал: «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры». Это определение нации считается рабочим и среди современных ученых и экспертов» (http://bditelnost.info/2018/03/01/rusofobskaya-provokatsiya-krasnodar-lobbiruet-federalnyiy-zakon-ob-otdelnom-kazachem-narode/).

В 100-летнюю годовщину образования Кубанской республики, вышла масса публикаций по этой тематике. Не прошли мимо этого «Вольная Кубань» и   другие информационно-аналитические порталы дали анализ событий столетней давности. Так, федеральное издание Regnum.ru отметило «Несмотря на бесславный конец «казачьего государства», для украинских националистов сама история его возникновения является поводом для территориальных притязаний на Кубань. Есть и те, кто выступает за независимую Кубань. По данным переписи 2002 года украинцами назвала себя 131 тысяча жителей Краснодарского края или 2,57% от общего числа. В ходе переписи 2010-года — только 83 тысячи или 1,6% кубанцев. Вряд ли кто удивится, если, насмотревшись на происходящее на Украине последние годы, и эти полтора процента захотят забыть всякое «украинство» как страшный сон. Тем не менее, очевидно, что попытки украинских притязаний в дальнейшие годы продолжатся. В первую очередь, путём навязывания казачеству «национальной идентичности» — в полном соответствии с разработанным в США в годы холодной войны законом «о порабощённых народах», среди которых упомянуты и некие «казаки», когда-то обитавшие в загадочной «Казакии». Исследователями неоднократно отмечалось, что американские термины и формулировки дословно скопированы с гитлеровского плана «Ост», также предполагавшего подарить свободу «порабощённым народам» ((https://news.rambler.ru/read/39162890/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink).

Упоминание в статье о попытках США реанимировать план «Казакии» возникло не спроста. Казакия и народ казаки, которые «потеряли свою независимость» из-за «империалистической политики, прямой и косвенной агрессии коммунистической России», признаны в США на законодательном уровне еще в 1959 году.

В июле 2017 года блогер Владимир Маслов обратил внимание на статью эксперта «Фонда Джеймстауна» Пола Гобла под красноречивым названием «Московская война на Украине углубляет раскол среди российских казаков». По утверждению Пола Гобла, события на Украине, возможно, раскололи казаков больше чем другие «коренные народы» России. Некоторые из них готовы бороться за Россию на Украине, но многие готовы поддержать борьбу Украины против Москвы. «В действительности, растёт число казаков, которые бежали из России на Украину с тем, чтобы принять участие в борьбе Украины против российского империализма». При этом, ни Гобл,  ссылаясь на т.н. «казачьего журналиста» Александра Дзиковицкого, примерного числа таких лиц не называют. Однако, из публикаций Дзиковицкого усматривается, что несмотря на то, что бежавшие на Украину «казаки» испытывают материальные трудности и проблемы с получением гражданства, ведутся разговорчики о создании «Казачьей армии» и «Казачьего Политического Центра». Так, по мнению Дзиковицкого: — «У казаков-эмигрантов из РФ, находящихся ныне на территории Украины и готовых не только поддержать идею создания Казачьей армии, складывается ощущение сопротивления созданию такой армии со стороны киевских властей. Ситуация представляется двухвариантной: либо на данном этапе казакам-эмигрантам надо отказаться от идеи формирования своей вооружённой силы, либо попытаться пойти на контакт с УДА, договориться с Д. Ярошем и приступить к подготовке своих военных кадров на базе его учебного центра». Также любопытно признание казаков-эмигрантов того, что основная их цель на Украине — это создание «идеальной площадки для политической работы».

Наиболее активным приверженцем идеи считать «казаков» отдельным от русских народом является А.Дзиковицкий. Будучи постоянным автором страницы «Вольная Кубань» на Facebook, Дзиковицкий также представляет т.н. «Всеказачий Общественный Центр». Данный фигурант — ранее бывший сотрудник МВД, участник боевых действий в Приднестровье, член многочисленных казачьих объединений, был обвинен в нарушение статьи 282, ч.2 УК РФ – разжигание межнациональной розни. Согласно обвинению, в «Казачьем взгляде» было опубликовано 17 «экстремистских» материалов. В августе 2016 года Александр Дзиковицкий призвал «всех активных казаков и неказаков к вступлению протопартию «Казачий пикет», основная задача которой стать «общей казачьей политической силой». Обмолвился, что участники должны объединиться «… просто на основе осознания нашего протестного отношения к власти! И хотя бы путём «ненашего» интернета!» (http://ronsslav.com/aleksandr-dzikovitskiy-kazachiy-piket/). 4 ноября 2017 года Дзиковицкий опубликовал статью «Казаки между властью и оппозицией», в которой допустил, что для  «достижения стратегической казачьей Цели – обретения собственной территории с собственным традиционным самоуправлением остается надежда только на появление союзника в русле течения националистов. Причём, если таковых среди русских так и не обнаружится, казаков вполне устроит и любое другое этническое, регионалистское, религиозное или иное движение, которое, аналогично казакам, стремится идти своим собственным курсом. По универсальному принципу, доказавшему свою эффективность на протяжении многих веков человеческой истории: “Враг моего врага – мой друг” (http://ronsslav.com/aleksandr-dzikovitski-kazaki-mezhdu-vlastyu-i-oppozitsiey/).

Развитие этой темы последовало в статье “Карманные атаманы Путина”. Казаки под крылом ФСБ» на сайте Svoboda.org, в которой Дзиковицкий рассуждал таким же образом: —  «Казаки – это народ. Мы исходим из этого. Если смотреть на казаков как на какое-то служебное сословие, которое власть пытается возродить, то можно придумать что угодно. Но сами казаки – нормальные казаки, а не эти опричники – смотрят на себя как на народ, который имеет право возрождаться именно как один из народов, проживающих на этой территории. Кстати, одно из главных требований, которое зафиксировано во Всеказачьем общественном центре, – это требование предоставления точно таких же автономных территориальных прав, какие имеют многие другие народы, в частности татары, чечены, ингуши, буряты и даже евреи. Говорят, раньше в Еврейской АО евреев было около 3%, а после открытия границы их вообще осталось менее 1%, тем не менее, у них своя автономная область имеется. У казаков – нет. Большевики лишили дореволюционные области казачьих войск автономии, это все-таки были автономии, хоть и с ограниченными правами «(https://www.svoboda.org/a/29213389.html).

Еще один персонаж, отметившийся на странице «Вольной Кубани» Дарья Полюдова. Последняя отмечена в призывах к сепаратизму, в частности, размещенный в ее профиле соцсети «ВКонтакте» перепост картинки «Этнические украинцы Кубани хотят присоединиться к Украине», размещенной накануне в профиле ее соратника — краснодарского оппозиционного активиста Петра Любченкова, который сейчас скрывается на Украине. Полюдова в соцсетях публиковала посты, где обвиняла президента России Владимира Путина в том, что тот виноват во всех происходящих в России терактах и вместо того, чтобы заниматься социальными проблемами, якобы устроил войну на Украине. В интервью «Радио Свобода» Полюдова также признавалась: она писала у себя посты насчет того, что «почему люди на Майдане смогли убрать Виктора Януковича, а мы не можем убрать Путина, что пора выйти на площадь и свергнуть этот режим». Помимо этого, Полюдова признавалась, что несколько раз выходила с одиночными пикетами «против войны на Украине», требовала освободить Надежду Савченко и крымских активистов «евромайдана» Олега Сенцова и Александра Кольченко.

В декабре 2015 года суд признал Дарью Полюдову виновной в публичных призывах к сепаратизму и экстремизму и приговорил ее к двум годам колонии-поселения. В августе 2014 года Полюдова была в числе организаторов несостоявшейся акции, которая была направлена против политики России в отношении Украины. Правозащитный центр “Мемориал” включил Полюдову в список политзаключенных. Amnesty International признала Полюдову «узником совести».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *