Языковой вопрос и торговля страхами

Просто мы не дошли дотуда, докуда надо
12.06.2019
Дело Кочесоко. От Тбилиси до Кенделена.
21.06.2019

25 июля 2018 года Госдума приняла в третьем чтении закон об изучении родных языков. Школьники в субъектах РФ получили возможность выбрать, какой язык считать родным. Ученики получили право отказаться от изучения национального языка или уроков на нем. В регионах, в том числе и в республиках Северного Кавказа, данный законопроект вызвал резкую критику. Противники закона опасались, что национальные языки перестанут изучать вовсе, в результате чего будет потеряно чувство принадлежности к тому или иному народу.
Озабоченность общественников в целом понятна. Язык и культура малых народов нашей страны являются неотъемлемой частью российского и мирового духовного наследия. Мы должны прилагать общие усилия для их сохранения и развития. Однако вызывает настороженность активность ряда адыгских общественных организаций и активистов, направленная на привлечение внимания и добычу политических очков на почве языкового вопроса.
Важно отметить, что адыгам, проживавшим в нашем государстве, на разных исторических этапах были созданы все условия для развития языка и культуры. Кандидат исторических наук, В. А. Колосов в одной из своих публикаций верно заметил, что столь комфортные условия для развития национальной культуры адыгов способствовали формированию у них научных, культурных и политических элит. В республиках юга России продолжительное время существуют литература, театры и СМИ на родных языках. Иная ситуация сложилась в странах Ближнего Востока, где проживают многочисленные адыгские диаспоры, которые подверглись сильному ассимиляционному давлению. В результате этого, большая часть адыгов, проживающих за рубежом, уже не говорит на языке своих предков.
Прошлым летом адыгские общественники настойчиво обращали внимание на проблему сохранения обязательного изучения родных языков для их носителей (http://www.zapravakbr.ru/index.php/doc/30-uncategorised/1039-2015-05-18-11-13-59tr-28549259). Исходя из их точки зрения, именно государство должно было обязывать носителей языка его учить. В связи с этим возникает важный технический вопрос, – по каким критериям должны были определять именно носителя? В социолингвистике существует система критериев определения полноценных и классификация промежуточных категорий носителей языка. Учитывая эти сложности, была дана возможность родителям учеников самим определять тот родной язык, который их дети будут изучать в школе. Казалось бы – демократия, свобода выбора! Однако общественности было нужно, чтобы государство само решало, какой язык учить детям. Неизбежные конфликты в школах стали бы отличным поводом для критики образовательной системы, многозначительных публикаций и высокоинтеллектуальных круглых столов.
Другой важной проблемой, озвученной некоторыми активистами, являлось отсутствие в Адыгее и КБР, в отличие от других республик, изданной учебно-методической литературы нового поколения, которая должна соответствовать Федеральному государственному образовательному стандарту. Система изучения родных языков досталась от СССР и, по существу, без изменений осталась до сих пор. В КБР и Адыгее существуют библиотеки, университеты, республиканские институты гуманитарных исследований, обильно финансируемые из бюджетов разных уровней. Это те организации, которые должны заниматься созданием и распространением учебной и методической литературы, в том числе и по адыгейскому языку. Именно их руководству общественность вправе задать вопрос об отсутствии литературы для изучения родной речи.
Время не стоит на месте. Адыгский язык должен чаще звучать на просторах сети «Интернет» в различных форматах. Необходимо создавать площадки активного функционирования и развития языка, где юные граждане, говорящие на адыгском, языке смогли бы его использовать. Важно, чтобы наравне с государственными организациями к данной работе подключился бизнес и общественность, которые общими усилиями могли бы организовывать тематические фестивали, конкурсы, детские языковые лагеря и другие мероприятия.
Но, вместо кропотливой ежедневной работы, направленной на гармоничное развитие и воспитание молодых людей, общественники Адыгеи и КБР в 2018 году рассылали письма руководителям республиканского и федерального уровней. В этих письмах отмечалось, что если изучение родных языков будет добровольным, то на грани исчезновения окажутся не только национальные языки, но и культуры. Так же обращалось внимание на недопустимость «отдавать на откуп родителям» изучение родных языков.
Удивительные аргументы. Активисты двух республик считают себя единственными поборниками родного языка и культуры с правом решающего голоса. Будто родители школьников – неразумные люди, не понимающие важности сохранения общего культурного наследия. Несмотря на недоверие активистов к добровольному выбору изучения родного языка, 14 тысяч старшеклассников активно его изучают в школах Адыгеи в 2019 году.
В своем письме представители общественности Адыгеи заявили о возможности радикализации молодежи в случае принятия поправок, а также о протестных настроениях среди тех адыгов, которые недостаточно хорошо владеют родным языком. Таким образом, выдавая желаемое за действительное, общественные активисты показали, что молодежь, язык, культура – это не только цель, но и средство, для отстаивания собственных узкокорпоративных интересов. Языковой вопрос и опасность радикализации молодёжи – это тот политический капитал, который, способен привлечь к ним внимание и преференции на федеральном уровне.
Безусловно, данная практика порочна. Вместо торговли страхами, адыгским общественным активистам следовало бы перейти к созидательной работе, поиску новых форматов, направленных на сохранение и развитие собственного культурного наследия. Необходимо большее вовлечение молодёжи республик юга России, как в местные, так и федеральные общественные проекты. Это помогло бы молодым людям лучше узнать не только свой язык и культуру, но и оценить масштаб положительных перспектив проживания в нашей общей стране. Ведь Россия – это страна возможностей.

Константин Верт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *